Классификация масел по стандартам SAE и ASEA
21.03.2014
Классификация моторных масел.
Моторные масла классифицируют по вязкости, уровню эксплуатационных свойств и областям применения по ГОСТу (Россия), по классификациям SAE (Общество автомобильных инженеров США), API (Американский институт нефти) и АСЕА (Ассоциация европейских конструкторов автомобилей), которая, начиная с 1996 года, заменила Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка (ССМС).
Мы не будем разбирать ГОСТ, ССМС, потому что работаем с автомобилями японского производства предлагаемых для российского рынка. Японские производители рекомендуют масла классифицировать по системе SAE, API и ASEA. А систему SAE, API и ASEA рассмотрим подробнее. Итак, если вы заглянете в руководство по ремонту автомобиля Ниссан Примера Р12, то увидите, что завод изготовитель рекомендует заливать в двигатель масло API SG, SH , SJ*1, ILSAC, GF-I , GF-II*1 или ACEA 96-A2 для бензиновых двигателей, а для дизелей API CF-4*1 , *2 или ACEA 98-B1. Ну, как же это расшифровать? Конечно, можно и не расшифровывать, а просто залить в мотор бодягу- итог понятен ... Стук ДВС. Или скажем, в КПП Япония рекомендует лить API GL-4, SAE 75W-85, а в вариатор Genuine Nissan CVT fluid or equivalent, свою специальную жидкость, что делать? Для этого необходимо знать классификацию масел по SAE, API и ASEA. А увидеть какое масло вы используете в данный момент можно на итекетке емкости этого самого масла. Вот основные принципы даны, а теперь разберем поэтапно каждую мелочь.
Классификация по SAE:
Классификация SAE J-300 содержит 6 зимних и 5 летних классов масел.
Зимние классы имеют в обозначении букву W (от слова Winter-Зима). Чем больше число, входящее в обозначение класса, тем выше вязкость масел, относящихся к нему. К зимним классам вязкости относятся: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W; К летним классам вязкости относятся: 20, 30, 40, 50,60. Масла, имеющие класс вязкости больше, чем SAE 60, относятся к трансмиссионным и в ДВС не применяются.
Всесезонные масла, обладающие одновременно свойствами одного из зимних классов и одного из летних, имеют двойное обозначение, например SAE 10W30, SAE 15W40 и т.п.
Производители автомобилей дают собственные рекомендации, по применению масел исходя из особенностей конструкций их двигателей и трансмиссии.
Классификация по API:
Классификация эксплуатационных свойств этой системы подразделяет масла на две категории:
S- для бензиновых двигателей,
С- для дизелей.
Маркировка складывается из первой буквы, обозначающей категорию масла, и второй обозначающей уровень эксплуатационных свойств (чем ближе к началу латинского алфавита вторая буква, тем меньшим требованиям отвечает данное масло и наоборот).
НАПРИМЕР:
API SF, SG, SH, SJ-для бензиновых двигателей;
API CD, CE, CF – для дизелей
Латинский алфавит.
Aa Bb Cc Dd Ee Ff Gg Hh Ii Jj Kk Ll Mm Nn Oo Pp Qq Rr Ss Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz . |
Энергосберегающие масла:
Энергосберегающие масла обозначаются аббревиатурой EC (Energy Conserving), стоящей после обозначения класса API. Например, API SJ/CF-4EC. Эти масла должны обеспечивать экономию топлива до 0,5-1,4%.
Дизельные масла:
Эти классы подразделяются на два типа:
Двухтактные, с цифрой 2 и четырехтактные с цифрой 4. Например; масло для дизельного Нисана будет обозначено как API CF/CH-4.
Классификация по ACEA:
Европейская классификация эксплуатационных свойств ACEA, предъявляя более жесткие условия класса, чем API, разделяет масла на 12 классов и разделяет масла по трем категориям.
Это:
А - для бензиновых двигателей легковых автомобилей (А-198, А2-96, А3-98);
В - для дизелей легковых автомобилей (В2-98, В3-98, В4-98);
Е – для дизелей грузовых автомобилей (Е1-96, Е2-96, Е3-96, Е4-98 и Е5-99).
КЛАСС | Применение и особенности |
| Бензиновые двигатели легковых автомобилей |
А1-98 | Экстракласс для двигателей без наддува современных автомобилей с энергосберегающим эф |
А2-96 | Стандартный класс для двигателей с наддувом и без него современных автомобилей |
А3-98 | Экстракласс для двигателей с наддувом и без него современных автомобилей |
| Дизели легковых автомобилей |
В1-98 | Стандарт для двигателей без наддува современн. Автомобилей с энергосберегающим эффек. |
В2-98 | Стандартный класс для двигателей с наддувом и без него современных автомобилей |
В3-98 | Экстракласс для двигателей с наддувом современных автомобилей |
В4-98 | Стандартный класс для двигателей с непосредственным впрыском топлива |
| Дизели грузовых автомобилей |
Е1-96 | Стандартный класс для двигателей без наддува |
Е2-96 | Стандартный класс для двигателей с умеренным наддувом и без него |
Е3-96 | Высокий класс для двигателей с высоким наддувом |
Е4-98 | Экстракласс для двигателей с высоким наддувом с увеличенным интервалом замены EURO-II |
Е5-99 | Наивысший класс, обеспечивающий наименьшую токсичность отработавших газов |
В маркировку современных моторных масел также входит “одобрение” производителей автомобилей Оно изображается фирменным знаком или кодом и означает, что применение данного масла одобрено на автомобилях этого завода изготовителя.
Пример: SAE 5W50, API SJ/CF, ACEA A3-98; B3-98
VW 500.01 / 505.00, MB229.1, BMW, Porsche.
Вязкостно-температурные свойства обозначены SAE 5W50 (всесезонное масло, сочетающее в себе свойства масел зимнего SAE 5W и летнего SAE 50 классов).
Эксплуатационные свойства по американской классификации API: API SJ/CF
SJ – масло для бензиновых двигателей
CF – масло для дизелей.
Соответственно по АСЕА, А3-98; В3-98 где
А3-98 – масло экстракласса для бензиновых двигателей с наддувом и без него современных автомобилей;
В3-98 – масло экстракласса для дизелей с наддувом и без него современных автомобилей.
Одобрение производителей:
Voilkswagen-Audi
VW501.01 – всесезонное масло
Vw 505.00 – масло для ДВС с турбонаддувом
Mercedes-Benz
MB 229.1 – масло для двигателей легковых автомобилей выпуска с 1997 года.
BMW, Porsche – одобрено к применению.
ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА.
Трансмиссионные масла предназначены для применения в узлах и агрегатах трансмиссии автомобиля для снижения износа, потерь от трения и предотвращения задиров.
Классификация масел для механических КПП:
Классификация SAE J306C разделяет масла по вязкости на шесть классов:
70W, 75W, 80W, 85W, 90, 140, 250.
Классификация API разделяет масла по эксплуатационным свойствам на шесть групп:
(GL-1-GL-6). В агрегатах трансмиссии легковых автомобилей наиболее часто используются следующие группы:
-GL-4 – для механических коробок передач, спирально-конических и гипоидных передачи при умеренных условиях эксплуатации.
-GL-5 – для гипоидных передач при жестких условиях эксплуатации.
Классификация масел для АКПП:
Масло в АКПП выполняет сразу несколько функций: осуществляет передачу мощности двигателя, смазывает узлы и детали КПП, циркулирует в системе управления, охлаждает. Поэтому эти масла еще называют жидкостями (ATF – Automatic Transmission Fluids). Крупнейшие производители АКПП разработали отдельные спецификации для ATF.
DEXTRON (DEXTRON II, DEXTRON IIE, DEXTRON III),
MERCON (V2C 138-CJ, M2c 166H).
Производители автомобилей Ниссан выпускают собственную специальную жидкость, которая работает в трансмиссионных вариаторах. Genuine Nissan CVT fluid or equivalent не смешивается с ATF, которую в вариаторы лить запрещено!
Комментарии
Пока нет комментариев